Логотип

Информационные технологии для начинающих и не только...


Карта сайта

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАСТЕР-ШАБЛОНЫ

Технология разработки мультимедийных мастер-шаблонов


С появлением в школах компьютеров класса Pentium, а также подключением школ к сети Интернет со стороны учителей информатики и учителей-предметников растет интерес к программам пакета Microsoft Office. В статье рассматривается один из вариантов мультимедийных приложений - педагогических мультимедийных мастер-шаблонов, создаваемых на базе программ пакета Microsoft Office 97-2000 (Word, Excel и PowerPoint).


Педагогический мастер-шаблон - образец программной реализации учебного материала. Основными объектами педагогического мультимедийного мастер-шаблона являются: интерфейс пользователя и управляющие элементы. Возможность настройки педагогического мультимедийного мастер-шаблона путем вносимых учителем информатики (или учителем-предметником) изменений позволяет использовать его при решении однотипных дидактических задач.

Переход на расширенный выпуск пакета Microsoft Office 2000 (см. приложение), в состав которого включена программа FrontPage 2000, предназначенная для создания, поддержки и публикации WEB-узлов в Интернет, позволил значительно расширить возможности педагогических мультимедийных мастер-шаблонов. Это связано с тем, что теперь они могут быть реализованы не только в форме презентаций (в среде программы PowerPoint), но и форме WEB-сайтов (в среде программы FrontPage 2000), публикуемых во Всемирной паутине (WWW - World Wide Web).

Анализ технологических этапов создания педагогических мультимедийных мастер-шаблонов в виде презентации и WEB-сайта показывает, что для этих двух случаев большинство из этапов совпадает. В связи с этим представляется целесообразным проводить обучение студентов педвузов и учителей по единому курсу, включающему общие разделы для обоих форм реализации педагогических мультимедийных мастер-шаблонов и разделы, относящиеся к каждой из форм. Такой подход к обучению позволяет сократить время обучения и повысить его эффективность[2].

Классификация педагогических мультимедийных приложений

Один из вариантов классификации педагогических мультимедийных мастер-шаблонов, выполненных в виде презентаций и WEB-сайтов (при дальнейшем изложении мы будем использовать обобщенный термин "мультимедийное приложе-ние"), созданных в среде программ PowerPoint 2000 и FrontPage 2000, приведена в таблице 1.

Таблица 1

Классификации мультимедийных приложений

Форма реализации

Среда разработки

Среда просмотра

Презентация с типом файла 1)
Презентация (*.ppt)

PowerPoint 2000

Для показа презентации на компьютере должна быть установлена программа PowerPoint.

Презентация с типом файла Демонстрация Power-Point(*.pps)

PowerPoint 2000

При открытии файла с рабочего стола автоматически запускается показ слайдов. По завершении показа презентация закрывается и восстанавливается рабочий стол. Если файл открыт из PowerPoint, то его можно редактировать.

Презентация с типом файла
Web-страница (*.htm; *html)

PowerPoint 2000

Презентация может быть опубликована во Всемирной паутине и просмотрена с помощью Microsoft Internet Explorer или другими программами просмотра (рис.2).

WEB-сайт

FrontPage 2000

Публикуется во Всемирной паутине и просматривается Microsoft Internet Explorer или другими программами просмотра WEB-сайтов.

1) Тип файла устанавливается при его сохранении.

Внешний вид экранов, полученных при просмотре мультимедийного приложения, выполненного в форме презентации с типами файла Презентация (*.ppt) , Демонстрация PowerPoint(*.pps), Web-страница (*.htm; *html) и в форме WEB-сайта, показаны на рис. 1 - 2 и рис. 8-11.

Рис. 1. Презентация с типами файла Презентация (*.ppt)
и Демонстрация PowerPoint (*.pps)

Рис.2. Презентация с типом файла Web-страница(*.htm; *html)

Этапы разработки мультимедийного приложения

Разработка мультимедийного приложения состоит из ряда этапов, основными из которых являются:

  1. Планирование.
  2. Разработка элементов.
  3. Программная реализация.
  4. Тестирование.
  5. Публикация.
  6. Реклама.
  7. Сопровождение.

Рассмотрим перечень работ, которые выполняются на этих этапах

Планирование

На этапе планирования должны быть решены следующие вопросы:

  1. Какое назначение мультимедийного приложения?
  2. На какую аудиторию ориентировано мультимедийное приложение?
  3. Какая информация будет размещена в мультимедийном приложении?
  4. Каким образом будет осуществляться обратная связь с аудиторией (пользователями).

Разработка элементов

На данном этапе проводятся работы по реализации мультимедийного приложения как программного продукта. Они заключаются в следующем:

  1. Разработка навигационной структуры.
  2. Разработка дизайна страниц для WEB-сайта или слайдов для презентации (далее будем использовать термин "страница" для обоих случаев реализации мультимедийного приложения).
  3. Подготовка текстового и иллюстративного материала для наполнения страниц (таблицы, графики, рисунки и др.).

Программная реализация

Данный этап заключается в создании страниц мультимедийного приложения.

Тестирование

Одним из важнейших этапов создания мультимедийного приложения является его тестирование. В процессе тестирования проверяется корректность работы мультимедийного приложения, в том числе:

  • Правильность работы гиперссылок.
  • Наличие ошибок в текстах и иллюстративном материале.
  • Удобство навигации по страницам мультимедийного приложения.
  • Правильность работы почтовой и других форм (для WEB-сайта).
  • Правильность загрузки графических файлов (для WEB-сайта).
  • Корректная работа сайта в различных браузерах (для WEB-сайта).

Публикация педагогического мультимедийного мастер-шаблона

После завершения тестирования WEB-сайт публикуется на сервере провайдера и вновь подвергается тестированию.

Реклама мультимедийного приложения (для WEB-сайта)

Для того, чтобы WEB-сообщество узнало о вновь опубликованном мультимедийном приложении, необходимо сообщить ему адрес сайта и аннотацию о материалах, расположенных на WEB-сайте. Для этих целей используются следующие возможности:

  • Включение адреса WEB-сайта в письма, визитные карточки, брошюры, бюллетени, буклеты, специальные компьютерные издания, выпуски "Желтых страниц" Интернет-ресурсов и другие печатные издания.
  • Регистрация WEB-сайта в популярных поисковых системах.
  • Размещение ссылок на WEB-сайтах.
  • Использование баннеров для рекламы WEB-сайта.

Сопровождение (для WEB-сайта)

Посещаемость WEB-сайта после его публикации и рекламы в значительной степени определяется полезностью, новизной и актуальностью информации, помещенной на его страницах. Рекомендуется для поддержания имиджа WEB-сайта проводить регулярное обновление информации на нем, в противном случае высока вероятность того, что потенциальные посетители сайта не будут к нему возвращаться (отметим, что во Всемирной паутине встречаются сайты, которые не обновлялись несколько лет).

Схема реализации технологических этапов

Анализ содержания технологических этапов показывает, что ряд работ и, что самое главное, результаты этих работ не зависят от формы представления педагогического мультимедийного мастер-шаблона, что наглядно демонстрирует схема, представленная на рис. 3. На схеме отсутствуют этапы "Публикация", "Реклама" и "Сопровождение", т. к. они специфичны для WEB-сайтов.

 

Рис. 3. Последовательность выполнения технологических этапов (выделенные этапы специфичные для данной формы реализации педагогического мультимедийного мастер-шаблона)

Навигационные схемы мультимедийного приложения

В педагогическом мультимедийном приложении, состоящем более чем из одной страницы, должна быть реализована возможность навигации (перемещения) по страницам или слайдам с помощью гиперссылок. Выбор схемы навигации зависит от функционального назначения приложения, числа страниц и многих других факторов. Необходимо рационально выбрать схему навигации чтобы исключить ситуации, при которых пользователь может "запутаться" в страницах мультимедийного проекта.

Обобщая навигационные схемы, описанные в работе [1] для обеих форм реализации мультимедийного проекта, получим четыре схемы: линейную, иерархическую, нелинейную и смешанную.

При использовании линейной схемы (рис. 4) перемещение по страницам осуществляется последовательно, начиная с титульной (выделена цветом), а возврат - в обратном порядке.

Рис. 4. Линейная навигационная схема

Иерархическая навигационная схема (рис. 5) позволяет пользователю выбирать по своему усмотрению последовательность перемещения по страницам в пределах ветвей древовидной структуры в соответствии с логикой перемещения по страницам, запрограммированной разработчиком педагогического мультимедийного мастер-шаблона.

Рис. 5. Иерархическая схема навигации

При реализации нелинейной схемы навигации (рис. 6) появляется возможность перехода от каждой страницы к каждой

Рис. 6. Нелинейная схема навигации

Смешанная схема навигации представляет собой комбинацию приведенных выше схем.. На рисунке 7 проиллюстрированы два примера смешанных навигационных схем.

Рис. 7. Смешанная схема навигации

Основные элементы страницы

При всем бесконечном разнообразии оформления страниц можно выделить ряд основных элементов. Количество, расположение и набор этих элементов на странице зависит от формы представления мультимедийного приложения, назначения страницы, объема материала, размещенного на ней, и т. д.

В табл. 2 перечислены основные элементы, указаны их функциональное назначение, а также форма реализации

Таблица 2

Основные элементы страницы

Название элемента

Назначение

Форма реализации

Заголовок страницы

Информирует пользователя о том, на какой странице он в данный момент находится.

Текст и/или графика

Элемент навигации (меню)

Обеспечивают навигацию по страницам.

Текст и/или графика

Логотип

Идентифицирует фирму, организацию, товар, услугу, отдельного человека.

Текст и/или графика

Информационное наполнение страницы

Информационные материалы, ради которых создается педагогический мультимедийный мастер-шаблон.

Текст и/или таблицы и/или иллюстрации, аудио и видео-сопровождение, и др.

Графические элементы дизайна

Служат для украшения страницы и выделения участков, на которые пользователь должен обратить внимание.

Статические или анимированные одно и трехмерные изображения, разделители, метки и др.

Рекламный баннер (WEB-сайт)

Служит для рекламы других WEB-сайтов и обеспечивает переход на них по гиперссылкам.

Статические или анимированные изображения

Счетчик посещений (WEB-сайт)

Фиксирует число посещений WEB-сайта.

Текст и/или графика

Сообщение о защите авторского права

Символ ©, сообщающий пользователю о защите материалов педагогического мультимедийного мастер-шаблона законом об авторском праве. 1)

Текст и/или графика

Информация для обратной связи

Предоставляет пользователю информацию (почтовый адрес, телефоны, адрес электронной почты) разработчика мультемидийного приложения.

Текст и/или графика

1) "Закон об авторском праве и смежных правах", Российская федерация, 9 июля 1993 года n 5351-1

Как следует из рис. 4 - 7 просмотр мультимедийного приложения начинается с титульной страницы. Возможны два варианта ее оформления. В первом случае на титульной странице размещается название педагогического мультимедийного мастер-шаблона, логотип (если таковой имеется), счетчик посещений (для WEB-сайта), сообщение о защите авторского права и информация для обратной связи. Вторая страница содержит элементы навигации (меню) и информационное наполнение страницы. При использовании второго варианта на первой странице размещаются большинство из перечисленных выше элементов. На рис. 8-9 показаны копии экранов для страниц WEB-сайта и презентации с титульными страницами обоих типов с указанием основных элементов.

Рис. 8. Первый вариант титульного листа WEB-сайта

Рис. 9. Второй вариант титульного листа WEB-сайта

Рис. 10. Первый вариант титульного листа презентации

Рис. 11. Второй вариант титульного листа презентации

Приложение

Программы пакета Microsoft Office 2000, расширенный выпуск:

  • Word 2000
  • Excel 2000
  • Outlook 2000
  • Powerpoint 2000
  • Access 2000
  • Publisher 2000
  • Frontpage 2000
  • PhotoDraw 2000
  • Инструменты для малого бизнеса

Литература

  1. Кравцова А. Ю., Мануйлов В. Г. Педагогические мультимедийные мастер-шаблоны в среде Microsoft Office 97. Информатика и образование, № 5, 1999.
  2. Мануйлов В. Г. Введение в технологию разработки педагогических мультимедийных мастер-шаблонов. Информатика и образование, № 2, 2001.
   

 
   
 
Hosted by uCoz